Skip to Content

Четыре слагаемых выгоды

Четыре слагаемых выгоды

Статистика свидетельствует, что за период независимости Украины существенно ухудшились все основные показателей угледобычи. Добыча снизилась, зольность выросла. Производительность труда по-прежнему на низком уровне, гораздо ниже среднемировой. При этом стоимость угля существенно выросла, также как и убытки угольных предприятий, и их кредиторская задолженность. Короче говоря, украинская угольная промышленность находится в кризисном состоянии.
Удивительно, но частный сектор угледобычи показывает работу безубыточную и бездотационную.

В таком случае, что на самом деле происходит в секторе угольной отрасли государственном? Куда исчезают многомиллиардные дотации? Почему остановилась приватизация угольных шахт?
Как уже известно, уголь основа металлургической и электроэнергетической промышленности. Прежде чем попасть к потребителю он проходит обогатительные фабрики.
За время приватизации в частные руки перешли как металлургические, так и коксохимические предприятия, обогатительные фабрики, машиностроительные предприятия, самые перспективные шахты: «Красноармейская-Западная», «Комсомолец Донбасса», шахта им. Засядько, целые объединения «Краснодон» и «Павлоградуголь». Собственниками этих активов стали три-четыре финансово-промышленные группы.
На этом сам процесс приватизации и остановился. В распоряжении государства остались фактически самые нерентабельные шахты, требующие закрытия или серьезных вложений в их реконструкцию. Попытки некоторых руководителей украинского Кабинета министров продолжить процесс приватизации и создать, таким образом, «прозрачный» рынок угля закончились внезапными отставками инициаторов.
В итоге контроль товарно-денежных потоков большинства государственных предприятий угледобычи сконцентрирован в руках небольшого числа финансово-промышленных групп. А государство стало финансовым донором частных интересов.
Какие же выгоды получают ФПГ от сохранения государственного сектора угледобычи?
Во-первых, это обеспечение сравнительно недорогим коксующимся углем для своих коксохимических предприятий.
Во-вторых, это собственно продажа всем остающимся в государственной собственности шахтам и машиностроительной продукции, и товаров, и работ, и услуг по максимальным ценам.
В-третьих, это загрузка все принадлежащих финансово-промышленным группам обогатительных фабрик продукций государственных предприятий.
В-четвертых, это возможность с помощью государственных органов оказывать влияние на формирование выгодных цен на уголь для обеспечения тепловых электростанций.